Общественная организация имени Ивана Богомаза

Память о героизме, необычайной стойкости и упорстве защитников Брестской крепости живет в наших сердцах…

Общественная организация имени Ивана Богомаза

Память о героизме, необычайной стойкости и упорстве защитников Брестской крепости живет в наших сердцах…

Общественная организация имени Ивана Богомаза


Память о героизме, необычайной стойкости и упорстве защитников Брестской крепости живет в наших сердцах…


Опубликовано 12.11.2018 22:19


Выставка в Краснодаре напомнила о проблемах ветеранов чеченских войн

Выставка видеоработ польского режиссера Артура Жмиевского "Реализм", герои которых - солдаты, ставшие инвалидами во время войн в Чечне, открылась в Краснодаре. Работы режиссера поднимают проблему людей с ограниченными возможностями и позволяют изменить отношение к ним, отметили посетители выставки.


Выставка видеоработ польского режиссера Артура Жмиевского "Реализм", герои которых - солдаты, ставшие инвалидами во время войн в Чечне, открылась в Краснодаре. Работы режиссера поднимают проблему людей с ограниченными возможностями и позволяют изменить отношение к ним, отметили посетители выставки.

Открытие выставки состоялось 9 ноября в Центре современного искусства "Типография". Посетителям выставки были представлены шесть крупноформатных черно-белых видео, проецирующихся на стену. Каждая из работ посвящена одному герою. Все они – мужчины, получившие инвалидность во время чеченской войны. На чьей стороне воевали эти люди, не уточняется, их имена не названы.

Видео были сняты Жмиевским в Москве в 2017 году специально для известной международной выставки современного искусства Documenta14, которая проводится один раз в пять лет в немецком городе Касселе. Каждый из героев Жмиевского показывается в обычной жизни на улице или дома, затем они снимают одежду и пытаются делать физические упражнения, снимают протезы и демонстрируют части тела, подвергшиеся частичной ампутации, передает корреспондент "Кавказского узла". Жмиевский просил своих героев повторять ежедневные физические упражнения, которые они выполняли много раз, будучи солдатами, пояснила на открытии выставки ее куратор и продюсер проекта "Реализм" Мария Сарычева.

"Жмиевский одним из первых начал снимать и как художник заходить на те территории, которые считались страшными и опасными. И он одним из первых начал работать с людьми с ментальной инвалидностью, начал снимать людей, которые получили травмы. Он начал снимать очень близко малолетних преступников и другие поля социального неблагополучия в обществе", - отметила Сарычева.

Мужчин, запечатленных на видео Жмиевского, можно встретить на улице, но они скрывают свою инвалидность, сказала куратор выставки. "Они никогда не наденут шорты, они не пойдут на пляж, им стыдно за то, что у них есть инвалидность. Во многом они не считают себя ветеранами войны, говоря, что ветераны у нас только одни – это ветераны Великой Отечественной войны. Они не хотят себя ставить в тот же ряд, хотя по социальному статусу и всем документам они считаются ветеранами войны. <...> будучи здоровыми мужчинами, они оказываются в ситуации, что у них есть постыдная тайна, про которую мало кто знает и которую они мало кому доверяют. Только у ряда из них есть жены или какие-то близкие партнеры", - отметила Сарычева.
Каждый из героев представленной в Краснодаре работы получил за четыре часа съемок по шесть тысяч рублей, некоторые согласились на съемки ради денег, сказала Мария Сарычева корреспонденту "Кавказского узла". "Мы их искали через московские организации. Они все равно переживали, что может произойти опыт узнавания. И, например, один из участников видео даже рад, что это происходит в Краснодаре. Ему показалось, что это может быть намного важнее здесь, в Краснодаре. Когда большое количество вещей в жизни человека строится на том, что ты должен это сделать просто потому, что ты мужчина. Может быть, здесь важнее это показать. Потому что Краснодар, по сравнению с другими регионами России, это все равно довольно маскулинная территория. Это может случиться с каждым мужчиной. Это тот опыт, который может случиться с кем угодно, когда угодно", - пояснила Сарычева.

Куратор "Типографии" и художественный критик Елена Ищенко указала на проблемы, с которыми столкнулись организаторы выставки в Краснодаре. "Мы давно думали, как можно работать с инвалидностью, и столкнулись с тем, что не можем создать здесь доступную среду - мы не можем построить лифт, который будет возить людей, которые не могут подниматься по лестнице на третий этаж, у нас просто на это нет денег. Мы не можем делать формы для незрячих, как могут делать большие музеи. Единственное, что мы можем делать – менять отношение, заставлять нашими лекциями и выставками людей думать о том, о чем раньше они, может быть, не думали", - рассказала Ищенко на открытии выставки.

Она назвала опыт героев Жмиевского важным для остальных людей. "Опыт этих безымянных людей очень важен. Передвижение по городу, делание зарядки - это телесный опыт, который мы не можем соотнести со своим. И поэтому можем в какой-то момент назвать некрасивым, депрессивным или негативным. Но на самом деле он таким не является. Чем дольше ты находишься в зале, тем более красивыми тебе кажутся люди, которые есть на этих видео", - пояснила Елена Ищенко.

Посетителей впечатлил реализм выставки

Открытие выставки прошло в закрытом формате. На него пришли около 50 человек - художники, фотографы и другие творческие люди. "Такие выставки просто могут перестроить сознание человека, и когда ты меняешь свою оптику, красивое-некрасивое может поменяться местами. Мне кажется, очень круто, что есть такая выставка, потому что мы начинаем обращать внимание на этих людей без какого-либо стыда, потому что стыд всегда, наверное, присутствует, когда мы на них смотрим. Они не такие, как мы, и с помощью такого искусства мы их пускаем ближе в свою жизнь, принимаем себя через них. Мне кажется, очень хорошая выставка. Проект, может быть, сложно полюбить, но можно что-то поменять в себе", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" художница Тина Васянина.

"Меня впечатлила сама съемка без прикрас и ретуширования, которая присуща нашему веку цифровых технологий. И она оставляет открытым поле восприятия любых контекстов, не задает вектор того, что ты должен чувствовать. Она отдает тебе право и свободу чувствовать, что ты хочешь сам. Как фотограф я сама не раз снимала людей с ограниченными возможностями. Эти инсталляции настолько сырые, настоящие, естественные, они попадают сразу внутрь тебя. Каждое видео бьет в какие-то определенные центры. 
Ты буквально можешь почувствовать человека, как будто он стоит рядом с тобой, и прикоснуться к его не боли, а просто истории, его жизни, к его судьбе", - поделилась впечатлениями художник, арт-фотограф Яна Васильева.

Она добавила, что не считает этих людей людьми с ограниченными возможностями. "Просто у них другой путь, другое мировоззрение, другое отношение к жизни. Это то, что должно в тебе воспламенять искру не восхищения, а принятия себя и окружающего мира. Мне как художнику интересно понять, где тот барьер, что мешает им понять, что они такие же, как и все - просто с какими-то внутренними повреждениями, которые есть у каждого, и каждый с ними живет, каждый их перерабатывает, анализирует и является тем, кто он есть, благодаря этому опыту. Почему они считают, что это постыдно, ненормально, кто установил эти рамки? 
Мне было бы интересно поговорить с этими людьми, касаясь этих категорий. Как они себя позиционируют, будучи ячейками общества. Для меня изначально это красота человеческого разума и принятия себя таким, каков ты есть. Потому что, если человек дает заснять себя перед камерой, это уже акт принятия. И мне было бы очень важно поговорить с каждым из них просто о человеческих бытовых вещах. Каждый из них индивидуальность, у которой своя история, как у каждого из нас. И в этом большая химия, нежели воспринимать человека из внешних признаков", - сказала Васильева.

"Мне кажется, тема инвалидности максимально важна для какого-то концептуального восприятия другого. С одной стороны, это выставка для тех, кто захотел сюда прийти, и при этом он увидит некие странные формы искусства, когда люди с ограниченными способностями делают одни и те же движения. Мне кажется, это достаточно провокационно. И для них это будет неким вызовом - есть я и есть кто-то другой, но при этом в «Типографии» нет пандуса, лифта, мы не можем всех сюда поднять, нам сложно, потому что площадка без ресурсов, мы существуем на деньги городских жителей. И люди, которые сюда придут, наверное, поймут, что мы не про инклюзивность, мы, скорее, про возможность мыслить как-то по-другому, не делать каких-то противопоставлений. Мы, прежде всего, создаем место, в котором можно об этом говорить. У нас нет всех условий, но при этом мы можем поднять тему. Мне кажется, это суперважно, и при этом это очень качественное искусство, сделанное на высоком уровне", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" художник, участник "Группировки ЗИП", сооснователь центра "Типография" Степан Субботин.

Бывший председатель общественной организации "Доброта. Общение. Милосердие" по Западному округу Краснодара Галина Колесникова поделилась тяжелым впечатлением о выставке. "Я всю жизнь работаю с инвалидами и колясочниками - это покинутые, забытые люди в нашем государстве. Впечатление о выставке тяжелое. Я вижу, что эти люди есть, что они забыты, я занимаюсь этими людьми и детьми, вожу их в Музыкальный театр и цирк, куда нам дают бесплатно билеты. Я вела кружки в инвалидном обществе, учила детей шить, вышивать. Мы возили их на море - люди живут 40 лет вблизи моря и никогда его не видели. Такие выставки обязательно нужны. Очень жалко, что их мало проводится, что они маленькие, они не имеют гласности. Мое общество даже не знало об этой выставке. Сюда бы пришли массы людей, их бы поднимали сюда на колясках, они бы пришли сюда, посмотрели", - рассказала Галина Колесникова корреспонденту "Кавказского узла".

Она добавила, что приведет на выставку своих бывших подопечных. "Я обязательно сделаю так, чтобы они посетили, чтобы они посмотрели. Это всегда лишняя возможность посмотреть, что нужно жить. Здесь молодые парни после войны, а у меня инвалиды и с детства бывают - они не только изувеченные войной, они с детства больные головой, с детства страдают чем-то, и для них, конечно, будет большая радость посетить такую выставку", - сказала Колесникова.

По ее словам, организаторы выставки согласились пустить инвалидов бесплатно. "Я думаю, что люди, которые придут на выставку, обратят внимание на наших ребят тоже, у нас есть и афганцы. Есть мальчик - в 19 лет ушел в Чечню, сейчас без обеих ног, просто хочет создать семью", - рассказала Галина Колесникова.

Выставка видеоработ Артура Жмиевского "Реализм" продлится в Центре современного искусства "Типография" до 2 декабря, с 10 ноября ее может посетить любой желающий.

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/327754/
© Кавказский Узел